БАЗОВЫЕ ПОВОРОТЫ И ИХ РАСШИФРОВКА

Позиция - левосторонняя


      1) Выпад вперед, 70% веса на переднюю ногу, как в дзенкуцу-дачи. Главное отличие - задняя нога не выпрямляется, да и сама стойка Уже. Основное правило - колени должны быть все время на ширине плеч (в том числе и при исполнении самих поворотов), тогда стопы будут немного шире, но для учебного упражнения это именно то, что и требуется.
Положение рук: практически все время перед собой, вторая может уходить к солнечному сплетению, или, если привычка каратэшная берет свое - то к бедру.Часто в первом и втором движениях мы блокируем, сжав кулак, а во втором и третьем - с раскрытой ладонью.
Где можно заметить проявление поворота:
- удар задней рукой, самое явное проявление. Толчок той же рукой или двумя руками;
- рывок, когда мы освобождаем плечо или рукав от сзадистоящего противника;
- уклон от бьющей руки, можно (или нужно, в зависимости от ситуации) с ударом рукой/локтем;
- поворот при выполнении простейших рычагов на кисть-локоть;
- бросок подножкой, осуществляется таким же мощным поворотом корпуса и осаживанием;
- блокировка бьющей конечности. Обычно мы рассматриваем это первым для наглядности, но такое тяжеловесное блокирующее движение против рук используется редко, гораздо практичнее таким поворотом перебить бьющую ногу.


      2) Выпад назад, скорее, можно назвать уходом, но тем не менее, этот поворот имеет такое же разнообразие применений, что и первый.
Итак, мы можем увидеть этот поворот в следующих боевых движениях:
- отклон от бьющей руки или ноги (с одновременной блокировкой);
- поворот корпуса при выполнении простейших рычагов на кисть-локоть;
- опять же, зеркальное отражение подножки (точно так же получается и бросок сваливанием);
- поворот корпуса при освобождении от захвата плеча-локтя=рукава, которое может быть захвачено противником сзади;
- удар передней рукой, аналогичный поворот, но на более высокой базе мы наблюдаем при левом хуке в боксе. Важна не каноничность формы, а ее универсальность.
      Во всех движениях, перемещениях и ударах сновная наша задача - осознать тело как единое целое. Поэтому важно искать необычное применение движениям, чтобы осознать и почувствовать пространство вокруг себя. В движениях 1 и 2 мы, несмотря на укорененность и малоподвижность этих выпадов, прорабатываем следующее:
- если одна нога загружена, а другая опустошена, тогда как тело скручено - можно использовать именно движение ног. То есть движение 1 - это прямой выпад, из которого можно пнуть как прямой удар, так и круговой и подсечку на уровне стопы (тот же круговой, но ниже обычного). В движении 2 самое явное - это либо убрать опустошенную ногу и ей же ударить что-нибудь на манер йоко-гэри, либо вращаясь согласно начальному имульсу уйти назад с ударами с обеих рук. Это похоже на таи-сабаки, но наоборот, собственно, в нашей системе передвижений это 3 (третий) шаг из четвертого креста (только из правосторонней позиции). Заодно, когда вращаешься, то может получиться подсечка опустошенной ногой, если противник бил с близкой дистанции.


      3) Уход назад - осуществляется поворотом корпуса на месте, загруженной остается задняя нога. Вся конструкция сейчас - это неко-аши-дачи.
Где встречается:
- уход от проносной атаки, само движение ухода более экономное, чем тот же таи-сабаки, что позволяет использовать его против оппонента, использующего ударную технику, потому что немного найдется айкидок, способных уйти при помощи таи-сабаки от двойки руками на подскоке с прямым ногой;
- простейший блок-накладка ладонью, положенный на минимум движения;
- из этой стойки хорошо проходит прямой или боковой удар правой рукой. Дело в том, что угол обстрела изменяется и если противник ждал атаки в лоб и шел надеясь прореагировать на удары спереди, то сейчас он получает удар сбоку под углом 45*;
- подтягивание ноги для прямого или бокового удара;
- это может быть начальный импульс, продолженный все тем же таи-сабаки. Собственно, этим и отличается выполнение этого ухода в более приземленном дзю-дзюцу от айкидо. Причем встреченные мной айкидоки, айкидо которых реально работало против тех же каратистов, точно так же незаметно запускали этот первичный импульс (то есть загрузка передней ноги и поворот корпуса), а уже потом "разгоняли" таи-сабаки.


      4) Уход вперед - нагружается передняя нога, поворачивается корпус, получается правосторонняя неко-аши-дачи.
Применение:
- боковой или короткий прямой (типа дзюн-цуки) с передней руки, то же самое изменение угла, при атаке противник получает сбоку;
- уход с подставкой ноги;
- тот же самый начальный импульс для таи-сабаки (надоел уже, В-) но мы много над этим работаем);
- при помощи переступания можно ударить другой ногой. Или этой же, если бить нужно назад;
- это может быть начальным движением для броска заваливанием.
      В принципе, рисунок этих поворотов - это, опять-таки, базовый абстрактный комплекс. Но каждый из этих поворотов можно увидеть практически везде - как человек дерется, открывает дверь, поворачивается на звук, шагает по улице и т.д., важно только увидеть их, так как в том виде, в котором выполняем их мы - это квинтессенция, чистое движение, в реальной жизни оно скрыто движениями рук, корпуса, да и само движение может быть неявным, слабо выраженным.
      Точно так же мы соединяем эти повороты с любым из "крестов" передвижений нашей школы.
Например, первый крест - скольжения вперед-назад и в стороны, если обогатить поворотами 1 и 2, то есть выпадами, получается соединение энергии движения и поворота корпуса в одной точке - ударе. Боковые при этом получаются ощутимо сильнее чем стоя на месте.
      Если скользить в стороны с движениями 3 и 4, то уходы получаются более рабочие, чем просто сместиться в сторону и даже плечей не развернуть. Ну, и так далее, по всем четырем крестам. Одно соединяется с другим, получается множество сложных движений, в основе которых - все те же 4 поворота на месте и 4 креста передвижений. Плюс те же самые повороты соединяются с передвижениями по кругу, но это уже тема отдельной статьи.

Hosted by uCoz