Общие методики тренировки ног
1) Наработка траектории.
2) Наполнение траектории.
3) Согласование с другими техниками.
1) Наработка траектории – аналогична методикам рук, но повышение
функциональной обеспеченности проходит взаимосвязанно и параллельно с
наработкой траектории. То есть одновременно учимся бить и повышаем растяжку,
силу, выносливость, прыгучесть, скорость, подвижность, скоординированность,
"взрывную" силу и так далее. Таким образом, этап 1 (наработка
траектории) и этап 2 (наполнение траектории) связаны и зависимы друг от друга,
поэтому нужно уделять обоим этапам должное внимание.
2)
Наполнение траектории:
а)
развитие гибкости – растяжка должна проводиться с учетом определенных правил:
·
Нельзя растягиваться резко с полной амплитудой. Упражнения необходимо
выполнять плавно, амплитуду увеличиваем только поэтапно. Главное - это понять,
что шпагат - это не цель, ради которой можно пожертвовать здоровьем.
·
Нельзя использовать дополнительный вес или помощь партнера.Вполне
достаточно веса своего тела. Иногда даже он оказывается чрезмерным.
·
Нельзя само упражнение делать рывками, только медленно, плавно и с
фиксацией в максимально растянутом положении.
·
Нельзя использовать растягивающие упражнения вместо разминки -
только после нее.
б) развитие силы - необходимо использовать методики не только культуризма (приседания, выпады, разгибания и сгибания ног), но и способы натренировывания специальной силы ног, то есть работа на тренажерах (не качковых, а на мешках, грушах, лапах, мячах), а также работа с утяжелителями и с сопротивлением (резиновыми жгутами, а также в воде).
в)
развитие подвижности ног – не нужно путать с растяжкой. Под подвижностью я
понимаю способность легко работать ногами на верхнем уровне, а также
способность выполнять всевозможные сложные действия ногами, например, включать
и выключать свет в комнате, выполняя разные удары ногами, в том числе в
движении и с разворота. Или, например, выполнять разные формы шага из ушу, что
параллельно развивает устойчивость и мобильность в передвижении. Напомню, что
эти качества важнее элементарной устойчивости в стойке, так как в стойке мы не
деремся, а всего лишь стоим. Заодно, для тех, кто не любит ушу ни в каком
проявлении, для подвижности ног можно применять общеразвивающие игры, например,
тот же футбол, но с усложнениями – например, когда в футбол играют на очень
ограниченном поле (например 5х5м), а вместо мяча используют боксерскую
перчатку.
Причем
замечу, что подвижность ноги характеризует свободу движения стопы, тогда как
сила важна для ударов коленями. Если удар коленом сильный – удар ногой будет
также очень мощным, но к этому качеству просто необходимо развить подвижность
стопы, тогда удар будет еще и со свободой корректировки по ходу движения.
г) естественно, как это ни странно
звучит, но для наполнения траектории совершенно необходимо проведение учебных
боев. Причем это развивает не только траекторию, но и приучает тренирующихся
реагировать на удары ногами по всем уровням. Это важно, особенно, если учесть,
что обучение в большинстве стилей (кроме тэквондо) начинается с техник рук.
Потом ученик больше обращает внимание на руках, тогда как необходимо
гармоничное восприятие противника целиком с руками и ногами. Правила поединков
можно варьировать от тренировки к тренировке, чтобы избежать однообразия.
Приблизительные схемы боев: "только ноги" – но здесь нужно
оговориться, что при таком бое учеников будут неизбежно опускаться руки. Для
этого есть тренер, который расхаживает вокруг "пинающихся" с лапой.
Опустил ученик руки – хлопнуть легонько по голове, иначе весь этот бой будет
похож на сават восемнадцатого века, где руками не били, а держали их на уровне
пояса для перехвата ног противника.. "Ноги против рук" – следующая
схема, ничего сложного, но пользы много – ученик тренирует спокойный, без
лишних движений, перехват ног противника, блокирование на начальных стадиях
удара, опережение руками (это, конечно, несложно – опередить ударом руки удар
ногой, но здесь важно натренировать во-первых, привычку опережающих ударов, а
во-вторых – здесь очень важна свобода маневра. Если даже успеть ударить, то на
этом бой чаще всего далеко не заканчивается – нужно, по крайней мере,
сместиться в какую-либо сторону. "Руки против ног" – экзотично,
конечно, но вполне жизнеспособная тренировочная схема. Смысл ее в том, чтобы
привить ученику привычку мыслить нестандартно. К примеру, если техника ног
выставлена хорошо и ученик уверен в ее эффективности, то при желании таким
решением, как работа ног против рук можно ошеломить, например, боксера, с
которым, как известно, на одних руках работать – себе дороже. "Колени
против ног или рук" – это уж совсем экзотика, причем требующая повышенного
внимания в силу высокой травматичности. Тем не менее, пользы от таких учебных
боев много. Вариантов, которых еще можно придумать, неисчислимое количество,
хоть та же детская игра в "пятнашки" ногами – пытаемся наступить
противнику на ногу, а он, в свою очередь, пытается наступить в ответ. Так что
здесь свобода творчества не только не запрещается, но и очень активно
поощряется.
3)
Согласованность техник ног с техниками рук. То, что этот пункт третий,
совсем не означает того, что его нужно изучать после освоения первых двух, нет,
процесс освоения – взаимосвязанный, так что все это настукиваем с самого
начала, прямо с первой тренировки. Итак, методики:
·
Классика – отработка связок ударов руками и ногами. Необходимо оговориться,
что не все руко-ножные комбинации подходят для этого, а только те, которые
учитывают биомеханику тела человека. Например – стоим в левосторонней позиции,
начинаем атаку с прямого удара передней рукой, продолжаем прямым ударом задней
рукой (с вложением), далее, так как корпус скручен, то его удобно
"раскрутить" снизу, то есть ударить прямым ударом задней ноги и
шагнуть вперед, а затем, одновременно с постановкой ноги на землю, бьем опять
"двойку", но, естественно, начинаем с другой руки (передней -
правой), и так далее. Комбинации такого типа можно найти практически в любом
учебнике по каратэ и ушу, но только сначала их необходимо вышелушить из
огромного количества ненужных связок, а потом еще и освободить от лишних
элементов. Но это и есть, по моему мнению, как раз то, что называется
творческой работой. Более простой вариант предыдущей комбинации учитывает
перемещение, но удар ногой уже не выполняется. То есть – "двойка"
руками, затем толчок сзадистоящей ногой, шаг вперед, затем – опять
"двойка" руками. Точно такие же раскладки я нашел в статье Д.
Медведева, но к своим выводам я пришел, благодаря моему тренеру, а так же при
той самой творческой работе, так что прошу не обвинять меня в плагиате. Просто,
как мне кажется, такие совпадения лишний раз подтверждают, что мы все движемся
в правильном направлении. Еще несколько подобных комбинаций, правда, они уже не
столько боевые, сколько учебные, хотя их применение вполне возможно, а иногда
является единственным правильным решением. Итак, связки, развивающие
согласованность конечностей:
а)первая комбинация, выполняемая не кистью и
стопой, а локтем и коленом,
б) после выполнения первого удара передней
рукой бьем боковой задней рукой, он скручивает корпус еще сильнее, что
позволяет разнообразить последующий удар ногой, например, сделать не прямой, а
лоу-кик,
в) при
выполнении той же комбинации добавляем более сложные перемещения, вроде
таи-сабаки после "двойки" и шага,
г) прыжок,
при выполнении которого бьем щелчок ногой, а при приземлении бьем
"двойку" руками (я активнее применяю "двойки", чем
одиночные удары руками, что развивает
лучше, а также приучает работать на поражение, а не на показ техники),
д)выполняем
ударом коленом в прыжке, а при приземлении – бьем удар локтем разноименной
руки, е)одна из общеразвивающих техник – любая комбинация из вышеописанных
после кувырка. Таких примеров я навскидку могу насчитать до сотни, но для
качественного согласования техник достаточно и этих.
·
Отработка на тренажерах – например, работа по двум-трем боксерским мешкам,
при этом необходимо не лупить беспорядочно по мешкам ногами и руками, а
перемещаться, а когда появляется удобный случай – атаковать ногой. Помним, что
ноги в первую очередь ходят и бегают, а потом бьют.