Передвижение по кругу

 

Мы понимаем под перемещением по кругу как определенную тактику в бою, так и комплекс учебных заданий и техник, а также целую концепцию ведения боя. Итак, рассмотрим от простого к сложному.

 

1) Тактика в бою. В данном случае – это не кружение вокруг противника, как в ринге, а именно тактический ход. Обходя противника по кругу, или по дуге как части круга, мы применяем одну из тысячи простейших психологических уловок – противник начинает двигаться так же. Резко меняя направление движения:

·        изменения направления при передвижении по кругу;

·        резкое пересечение по прямой;

·        разрыв дистанции;

·        продолжение по той же траектории, что была, но с задержкой

мы имеем возможность пройти сквозь оборону противника, нарушить целостность его позиции, или хотя бы подойти на дистанцию контакта, если противник от него уклоняется (часто встречалось мне такое у таэквондоинов – точнее, они не уклонялись от контакта, а держали далекую дистанцию, что мне не очень нравится, так как фехтовать по-таэквондистски ногами издалека я так и не научился). Также передвигаться по кругу можно при групповой драке, когда только таким образом можно прикрываться одним противником от других. Ну, и наконец, передвижение по кругу можно применить во время драки в комнате, когда прямой рывок к двери сразу же блокируется.

 

2) Комплекс учебных заданий и техник. Здесь перечень может быть гораздо шире, хотя бы потому, что тактика – это общие принципы, которые мы можем варьировать в зависимости от ситуации к ситуации, а учебные задания как нельзя более конкретны и меняются от тренировке к тренировке.

Итак, передвижение по кругу чисто технически у нас выглядит так же, как и хождение по кругу в стиле багуачжан, но с небольшими изменениями в положении рук. Руки выставлены вперед, наподобие боксерского положения, одна прикрывает подбородок, другая впереди для заслона. Различие – мы не сжимаем кулаки, когда перемещаемся по кругу. Это позволяет быстро реагировать на атаки противника нестандартной техникой – блокировка не жесткая, а отводящая, блки переходят в захваты с рывками на себя, что позволяет вложить значительную энергию в удар. Для противника мы – движущаяся мишень, поэтому ему попасть будет труднее. Сразу оговорюсь, что нельзя забывать о рваном ритме – только тогда противник не встретит нас при передвижении по кругу. Шаги небольшие, стопа мягко и цепко шагает, "вцепляясь" пальцами в землю.

Далее. Учебные задания этого класса мы делим на две части:

·        отработка движения по кругу;

·        отработка боевых техник при движении по кругу.

 

Первая часть – это для начала простое хождение по кругу. Можно нарисованному на полу, но мне эта методика не очень нравится, так как ученик начинает все время смотреть под ноги. Лучше с самого начала ходить вокруг какого-нибудь центра, например, вокруг стоящего противника, столба или дерева. По мере отработанности естественности и плавности движения необходимо освоить передвижение с поворотами, резкой сменой направления, пересечением по прямой. Далее партнеры начинают ходить по кругу, соприкасаясь запястьями выставленной впереди руки. Точно таким же образом постепенно усложняем задание, партнеры согласованно меняют направление движения, продолжают двигаться с поворотами, и поочередно пересекают траекторию движения партнера по прямой. Причем ходить нужно не только медленно и плавно, но по заданию тренера совершать резкие рывки и перебежки, но с сохранением техники, то есть все-таки по кругу, а не как Бог на душу положит.

Мы часто применяем дополнительные методики для отработки плавности и скоординированности движения, но они скорее относятся к развивающим, чем к боевым упражнениям. Тем не менее, в традиционном ушу таким методиками уделялось немалое внимание. Например, хождение по кругу с пиалами, наполненными водой в руках, на локтях или на плечах. Или передвижение в контакте с партнером, когда у обоих тренирующихся завязаны глаза. Или выполнение всех перечисленных упражнений на неровной поверхности, на склоне, в движущемся транспорте, на лестнице, наконец.

           

Вторая часть – это отработка всевозможных техник, базовых и усложненных при передвижении по кругу. Здесь я уже какие-либо конкретные методики не указываю, потому что техника у каждого стиля своя, просто общее направление мысли – отработка техники именно в движении, а не стоя на месте, как отрабатывается в большинстве школ. Но несколько примеров  относительно учебных боев, парной работы и работы с тренером можно привести:

            а) Тренер (или партнер) проводит связки ударов по тренирующемуся, который перемещается по кругу вокруг, а тренирующийся отбивает эти удары, сочетая блоки с рывками, переводом на ближнюю дистанцию и ударами.

            б) Два партнера стоят один напротив другого, а тренирующийся ходит "восьмеркой" вокруг них, защищаясь от ударов и контратакуя, не прекращая движения.

            в) Два партнера стоят один напротив другого, держа лапы, а тренирующийся ходит "восьмеркой" вокруг них, отрабатывая связки в движении.

            г) Бой с тенью, обязательное условие – не стоять на месте, а двигаться по кругу. Задача тренера – не дать тренирующемуся перейти на боксерские подпрыгивания, а именно отрабатывать техники данной школы.

            д) Учебный бой, задача тренирующихся – держать ровный темп перемещения, отрабатывая смену направления, проводить отработанные техники.

            е) Отработка ситуаций "на местности", когда тренирующийся пытается применить передвижение по кругу для выхода из помещения, для защиты от нескольких противников, для проведения наиболее экономной и эффективной атаки.

           

3) Передвижение по кругу, как одна из концепций ведения боя – прежде всего, мы различаем несколько типов восприятия в бою:

 

Первый – мы стоим в центре круга, при движении мы либо смещаемся на периферию, либо двигаем свой центр вместе с кругом. Естественно, что это подразумевает определенное взаимодействие с противником – то есть он пытается нарушить границы нашей "сферы", внутри которой мы стоим. Тогда мы будем работать с ним по типу многих ударных стилей, то есть проводя атаки, блокируя, смещаясь в стороны.Здесь же можно применять бросковую технику, но часто как логическое завершение ударных комбинаций.

 

Второй – мы находимся на периферии круга, в центре которого – противник. Для такого типа восприятия характерна работа уходов, уклонов, неакцентированных ударных комбинаций, бросков. Здесь важна свобода маневра, тогда как первый тип – это чаще активное сближение с атакой. Если же проводить акцентированные атаки и одновременно уходить, уклоняться и контратаковать, то необходимо "перетекание" из первого типа во второй. Это "переключение" довольно быстро осваивается в процессе парной работы.

 

         Первый тип                                                Второй тип

 

                         Пр                                                                    Я

 

 

 

 

                         Я                                                                    Пр

 

 

 

 

 

 

 

где Пр – противник.

 

Далее – мы понимаем круг как базу для проведения большинства техник. То есть мы стараемся провести технику с использованием траектории преимущественно круга, что позволяет продолжать атаку циклично, не тратя лишних движений на ввод-вывод конечности в бою. Сюда же можно отнести еще одно понятие – "скручивания-раскручивания". Наиболее наглядно этот принцип можно увидеть на некоторых предметах, например, веревке. Если ее закрутить, а потом отпустить, то веревка раскрутиться. Почему? Неужели она хочет скручиваться или раскручиваться? Нет, просто в этом ее природа. Подобным образом мы применяем этот принцип, используя, кстати, образ веревки для удержания образа в сознании. Например, нанося прямой удар задней рукой, я скручиваю верхнюю половину туловища (особенно, если удар начинается с согласованного "досылания" ногой), естественно, в соответствии с вышеупомянутым принципом я должен "раскрутиться". Это можно осуществить двояко: либо раскручивая опять-таки верхнюю половину туловища, получается удар другой рукой, рывок, толчок и еще множество других техник. Либо раскручивая нижнюю половину тела, получается шаг или шаг с ударом ногой. Этот принцип позволяет довольно быстро увязать техники рук и ног.

Мы применяем принцип кругового движения довольно часто всвязи с его универсальностью. Очень часто проходит он у нас при выполнении техник руками, но это – тема отдельной статьи, а то и не одной. Я уверен, что многие стили применяют его схожим образом, по крайней мере, если эти стили направлены на развитие действительно применимых навыков  в кратчайшие сроки.

Hosted by uCoz