Передвижения (основная геометрия)
Мы делим
передвижения по характеру импульса, который определяет движение:
Основные
предвижения можно разбить на несколько небольших комплексов, мы их называем
"кресты". Всего крестов четыре. Первый и третий кресты - это движения
прямолинейные (поступательные), второй и четвертый - вращательные. Отдельной
статей будут рассмотрены передвижения по кругу. Также существует комплекс
нестандартных перемещений – кувырками, подкатами, с опорой на противника и на
предметы.
Общие схемы крестов (направления):
1)
Первый крест: 2) Второй
крест:
3)Третий
крест: 4) Четвертый
крест:
2
А теперь
подробнее, "пошагово". Следует четко осознавать, что сами эти кресты
– это комплексы по отработке перемещений, это движение, на которое мы
"навешиваем" техники рук и ног. В бою невозможно увидеть весь крест целиком
– это нонсенс, на это не стоит даже рассчитывать. Но вот любая составляющая
креста – это передвижение, которое в бою всегда можно увидеть. Причем у разных
бойцов разных стилей, и часто сами бойцы применяют это движение не задумываясь.
Поэтому те, кто достаточно уверенно освоил "кресты", отрабатывают
упражнение типа "боя с тенью", только для перемещений. То есть
выполняют те же элементы "крестов", но вразброс, руководствуясь
положением противника, логикой защиты и другими деталями. А потом – проведение
учебных боев с задачей – перемещение в бою элементами крестов.
1. Первый
крест
Первый крест
состоит из подшагов, отшагов и скольжений в стороны.
а) Подшаг:
1 – передняя нога делает
жесткое короткое движение
вперед на 15-45 см (длина зависит от роста).
2 – задняя нога делает жесткое подтягивающее движение вслед за передней ногой до восстановленя базовой стойки.
2 1
Подшаг – это основное движение,
которое необходимо при нанесени большинства ударов вперед, захватов, толчков и
вращений. Кроме того, подшаг дает телу малозаметный первичный импульс для того,
чтобы быстро развить атаку (причем не только вперед, но и назад, и в стороны).
Кроме того, подшаг при рассмотрении с прикладной точки зрения – это наступ на
ногу противника передней ногой, а подтягивание задней ноги в стойку – это
подбив или пересекание одной из ног противника. Оба движения выполняются четко
и жестко, без вспомогательных жестов руками, плечами, корпусом или головой. Это
требование относится ко всем перемещениям.
б) Отшаг:
В целом движение идентично, только обратно. Тем не менее, есть определенные тонкости. При подтягивании передней ноги назад в боевую позицию необходимо не отрывать носок от пола, а слегка скользить. То есть, если в подшаге мы наступали на ногу противника, то теперь противник наступает нам на ногу, а мы ее как бы "выдергиваем". Движение назад в целом мягче, чем вперед, это обусловлено тем, что у человека глаз на затылке пока еще нет, поэтому дорогу назад сначала нащупываем, а потом переносим вес тела. Со временем это будет проходить неосознанно и быстро, но на тренировке есть на что обратить внимание.
Движения в) и г) – это,
соответственно вышеуказанной схеме, отшаг и подшаг. На что я обычно обращаю
внимание – почему опять повторяются отшаг и подшаг? Для того, чтобы научиться
маневрировать не только в одном направлении, но хотя бы менять ео на
противоположное. То есть, иногда в бою проходит тактика подшаг (подскок) с
ударом и последующим отшагом (отскоком). Часто втречается в боксе. А также есть
такая особенность – отступить на шаг, для маневра, а когда противник потянется
за нами, тут же подскочить с ударом, толчком либо захватом. Следовательно,
симметричное выполнение упражнения на все стороны, из разных стоек, с
несколькими противниками, с завязанными
глазами, хорошо развивает координацию и плоскостное мышление. Объемное мышление
для бойца важнее, но оно вырабатывается постепенно, на основе более простой
схемы.
д) Скольжение вправо:
1 – передняя нога делает резкое движение
вправо, расстояние опять-таки зависит от роста, не нужно лишь доводить данное
утверждение до крайности. Движение, напоминаю, делаем жестко и коротко.
2 – задняя нога одним коротким двжением возвращает тело в боевую позицию. Единственное, на что хочу обратить внимание – часто приходится видеть, как новичок при движении задней ногой делает "подтягивание" ноги в стойку слишком длинным, то есть не 20-25 см, а, допустим, 50. При этом стойка нарушается и ученик стоит, словно канатоходец, поставив ноги на одну линию перпендикулярно линии атаки. Естественно, так делать нельзя. На какое расстояние шагает ведущая нога (в данном случае - левая), на такое же расстояние должна двигаться и задняя. Это одно из правил сохранения боевой позиции при передвижениях.
г) Скольжение влево:
Движение идентичное и обратное, сохраняются все требования правильонй позиции и правильного перемещения.
Еще раз повторю – чтобы не было путаницы, куда какой ногой идти первой, нужно запомнить: первой идет нога, ближняя к нужному направлению. То есть – если вправо – первой шагает правая нога, второй левая, если влево – первой шагает левая нога, второй правая. То же самое при движении вперед-назад. Это правило справедливо для любого типа стойки, будь то правосторонняя, или левосторонняя.
Есть еще один аспект. При скольжениях вправо и влево соответственно правое или левое плечо будут немного опускаться. Это искоренить невозможно, так как боковые мышцы ноги анатомически сильно связаны с широчайшей мышцей спины, которая в данном случае и наклоняет корпус в определенную сторону. Но от такой "ошибки природы" есть противоядие: во время сколжения кисть соответствующей руки поднимается на 5 см выше уровня виска.
Движения е) и ж) – это, согласно со
схемой, скольжения влево и вправо. В целом первый крест "крестом" и
выглядит: движения последовательно вперед, назад, вправо, влево, а после
каждого движения возвращаемся в "центр".
Боевое применение:
при
смещении осуществляем блокировку, захваты и рывки. Часто проводятся удары
назад. При возвращении в позицию – удары, толчки, заворачивание в болевой
залом, рычаг.
2. Второй
крест.
Второй крест состоит из уходов типа "таи-сабаки" и уходов за спину противника.
а) Уход назад-вправо:
1 – основное движение, которое "уводит" тело в заданном направлении.
2 – задняя
нога "достраивается" до боевой позиции.
В
результате данного перемещения мы оказываемся отодвинутыми назад-вправо,
развернутыми на 90 градусов и в симметричной боевой позиции.
Движения
б), г), е), з) – это возвраты в центр, в исходную позицию. Выполняются по
отношению к уходам обратно.
в) Уход назад-влево:
1 – уход
назад-влево
2 – "достройка" ноги в стойку.
Движение более короткое, а значит, имеет больше шансов быть
примененным, чем предыдущее, но это условно, так как все зависит то есть от
устойчивости навыка. Стойка также разворачивается на 90 градусов, но остается
той же, а не меняется на зеркальную.
д) Уход вперед-влево:
1 – уводящее движение вперед-влево с одновременным разворотом на 180 градусов.
2 – подтягивание и доворачивание стопы в боевую позицию. После выполнения маневра мы развернуты на 180 градусов, смещены вперед-влево, смотрим в ту же сторону, что и противник. Это довольно эффективное действие позволяет нам быстро сместиться в "мертвую зону" противника, но есть одно "но" – оно довольно сложное в выполнении, поэтому чтобы его применять, нужно немало попрактиковаться. Если это движение в базовом варианте проработано недостаточно, то оно в бою, скорее всего, и не применится – вместо него будет использоваться что-нибудь попроще. Тем не менее, эффективность этого ухода велика.
ж) Уход вперед-вправо:
В выполнении на тренировке существует два варианта. В бою целесообразнее применять только второй, а первый хорош для повышения координации и чувства пространства.
Первый способ
Второй способ
В первом варианте
ноги "рисуют", в сущности, окружность до 270 градусов. При мощной и
быстрой атаке просто не хватит времени на длинный уход.
Второй способ –
несколько более сложный в исполнении, но более эффективный, так как суммарное
время исполнения двух коротких шагов меньше, чем одного длинного. Это полностью
согласуется с "правилом малых шагов" Ю.Ю. Сенчукова. Естественно, сам
короткий подшаг мы тоже используем по-разному, например, добавляем к нему удар
рукой, или использеум "узел инерции", чтобы после ухода ударить или
подсечь ногой. Но о техническом оснащении крестов будет отдельная статья.
3 Третий
крест.
Третий крест – по
структуре идентичен первому кресту, но выполняется не вперед-назад и в стороны,
а наискось по всем четырем направлениям. И иной порядок движения – мы начинаем
сначала отходить, потом наступаем, тогда как в первом кресте сначала наступали,
потом отступали.
а) Отход
назад-вправо:
1 – движение, "уводящее" корпус
с линии атаки
2 –
"достройка" до боевой позиции.
Отход выполняем
четко и коротко, убирая центральную линию с линии атаки противника
Движения б), г),
е) и з) – это возвращение в исходную позицию, выполняются в обратном порядке.
в) Отход
назад-влево:
1 – длинный
шаг назад-влево для ухода из зоны поражения противника
2 –
подтягивание ноги в позицию.
д) Уход-выпад вперед-влево:
1 – главное
импульсное движение
2 –
подтягивание ноги с позицию.
Это и
следующее движения являются одновременно и уходами вперед – в сторону, и
выпадами с атакой, то есть движение одно, но применяется по-разному, в
зависимости от требований ситуации. В этом проявляется единство разных
движений. Поэтому на тренировках можно накатывать удары-двойки как раз с таким
выпадом. Важно только избегать одном ударе или на одной комбинации – ведь
все-таки, перемещения отрабатываются сначала отдельно.
ж) Уход-выпад вперед-вправо:
1 – основное движение, выполняемое переносом
веса тела на переднюю ногу, с образованием выпада. Опять-таки, импульс
используем не только в двиении, но и в ударе, одн усиливает другое
2 –
подтягивание ноги в позицию, обычно выполняется уже после удара, как и в
предыдущем движении.
Боевое применение:
практически
то же самое – отступаем – защищаемся, выполняем рывки и удары назад, хватаем и
выкручиваем. Наступаем – бьем, толкаем, выкручиваем, переводим атаку с одного
угла на другой.
4 Четвертый крест.
Это, по сути, такой же комплекс, как и второй, но траектория движения другая, мы как бы рисуем ногой круг в сторону, обратную второму кресту.
а) Поворот
назад-вправо:
1 – вращательное движение, часто
выполняемое с блоком или отведением
2 –
достройка в позицию.
В итоге мы
скручены, обращены лицом в направлении прежней линии атаки, но туловищем –
назад.
Этот и
подобные вращательные уходы можно выполнять как назад, для разрыва дистанции
или для отхода, а можно вперед, "накручивая" атаку.
Движения
этого креста взяты по сути, из перемещений стиля багуачжан.
б) Возвращение с позицию осуществляется не аналогично, но обратно, как в предыдущих крестах, а завершением круга, который "рисуют" ноги. Это характерно для всех движений данного креста.
в) Поворот назад-влево:
1 – шаг-отступ назад-влево, часто сопровождается отведением или затягиванием атакующей конечности противника
2 – вращение назад-влево с отходом
3 – достройка ноги в позицию.
В результате стойка развернута на 180 градусов, а голова – на 360 градусов, то есть смотрим туда же, куда смотрели до разворота. Возвращение в исходное положение – продолжением круга.
Если по схеме сложно понять, куда какой ногой шагать, то есть простой ключ – певый шаг назад – это просто переход в правостороннюю позицию, а значит, все последующие движения – это зеркальное отражение первого движения.
г) Поворот вперед-влево:
1 – разворот вперед-влево, с
"вкручиванием" в оборону противника
2 – доворот ноги в стойку.
Возврат в стойку – продолжение
круга.
Обычное применение этого ухода –
это вклинивание в атаку противника, можно с одновременным ударом локтем.
Корпусом-плечом "сметаются" конечности противника, можно выполнить
при возвращении в позицию заворачинвание руки противника в залом.
Поворот вперед-вправо:
1 – разворот ведущей ноги вперед-вправо
2 – подтягивание ноги в позицию.
Это движение самое короткое в данном кресте. Часто проходит при всречных движениях, при резкой смене направления атаки.
Боевое применение: уворачиваясь – защищаемся, закручиваем руки противника в рычаги и заломы. В этом кресте можно проводить вращение с ударами. Возвращаясь, бьем, выкручиваем, переводим атаку с одного угла на другой.
Во всех перемещениях можно и нужно двигаться целостно, не разделяя движения рук и ног. Если проработка проводится грамотно, то постепенно вырабатывается навык работать одновременно рукми и ногами, причем не только канонично, а с большой долей импровизации в каждом движении. Например, если рассмотреть, то все шаги в крестах можно выполнять как
а) собственно шаги, то есть выполнять те движения, что описаны выше;
б) подсекания и вышибания опоры – скольжение ноги над землей можно трактовать и таким образом;
в) удары – в основном, по нижнему и среднему уровням. Движение ноги, которое служит для передвижения, всегда можно продолжить ударом стопы или колена.
Отдельно можно рассмотреть положение центра тяжести. Начинается все, как в традиционном каратэ – то есть мы представляем себе проекцию центра тяжести на земле, под ногами. Перемещаясь, мы ориентируемся относительно этого центра, потом возвращаемся к нему. Постепенно этот центр мы можем почувствовать в любой момент времени. То есть перестаем от него зависеть. Дальнейшая ступень - центр тяжести "поднимается" вверх, до солнечного сплетения, но этот этап я сам пока еще не освоил так как надо, поэтому всех интересующихся отсылаю к книге Ю.Ю. Сенчукова "Да-Цзе-Шу – искусство пресечения боя".