Передвижения (основная геометрия)

Мы делим передвижения по характеру импульса, который определяет движение:

Основные предвижения можно разбить на несколько небольших комплексов, мы их называем "кресты". Всего крестов четыре. Первый и третий кресты - это движения прямолинейные (поступательные), второй и четвертый - вращательные. Отдельной статей будут рассмотрены передвижения по кругу. Также существует комплекс нестандартных перемещений – кувырками, подкатами, с опорой на противника и на предметы.

 

Общие схемы крестов (направления):

 

1)     Первый крест:                                                         2) Второй крест:

 

                                                                                  

                                                                                                                  

                                                                                                                     

                                                                                                           

                     

                                       

                  

                          

                                                                                                               

                                                                                                                 

                                                                                                           

                                                                                                 

 

3)Третий крест:                                                           4) Четвертый крест:

 

 


                                                                                                                

                                                                                                                     

                                                                                                                          

                                                                                                                           

2

 
                                                                                                                              

                                                                                                                 

                                                                                                                          

                                                                                                                                

                                                                                                                          

                                                                                                                           

                                                                                                                               

 

 

 

 

А теперь подробнее, "пошагово". Следует четко осознавать, что сами эти кресты – это комплексы по отработке перемещений, это движение, на которое мы "навешиваем" техники рук и ног. В бою невозможно увидеть весь крест целиком – это нонсенс, на это не стоит даже рассчитывать. Но вот любая составляющая креста – это передвижение, которое в бою всегда можно увидеть. Причем у разных бойцов разных стилей, и часто сами бойцы применяют это движение не задумываясь. Поэтому те, кто достаточно уверенно освоил "кресты", отрабатывают упражнение типа "боя с тенью", только для перемещений. То есть выполняют те же элементы "крестов", но вразброс, руководствуясь положением противника, логикой защиты и другими деталями. А потом – проведение учебных боев с задачей – перемещение в бою элементами крестов.

 

1. Первый крест

 

Первый крест состоит из подшагов, отшагов и скольжений в стороны.

 

а) Подшаг:

 

                                    1 – передняя нога делает жесткое короткое движение                              

вперед на 15-45 см (длина зависит от роста).

2 – задняя нога делает жесткое подтягивающее движение       вслед за передней ногой до восстановленя базовой стойки.

2

 

1

 
Подшаг – это основное движение, которое необходимо при нанесени большинства ударов вперед, захватов, толчков и вращений. Кроме того, подшаг дает телу малозаметный первичный импульс для того, чтобы быстро развить атаку (причем не только вперед, но и назад, и в стороны). Кроме того, подшаг при рассмотрении с прикладной точки зрения – это наступ на ногу противника передней ногой, а подтягивание задней ноги в стойку – это подбив или пересекание одной из ног противника. Оба движения выполняются четко и жестко, без вспомогательных жестов руками, плечами, корпусом или головой. Это требование относится ко всем перемещениям.

 

 

 

б) Отшаг:

 

В целом движение идентично, только обратно. Тем не менее, есть определенные тонкости. При подтягивании передней ноги назад в боевую позицию необходимо не отрывать носок от пола, а слегка скользить. То есть, если в подшаге мы наступали на ногу противника, то теперь противник наступает нам на ногу, а мы ее как бы "выдергиваем". Движение назад в целом мягче, чем вперед, это обусловлено тем, что у человека глаз на затылке пока еще нет, поэтому дорогу назад сначала нащупываем, а потом переносим вес тела. Со временем это будет проходить неосознанно и быстро, но на тренировке есть на что обратить внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движения в) и г) – это, соответственно вышеуказанной схеме, отшаг и подшаг. На что я обычно обращаю внимание – почему опять повторяются отшаг и подшаг? Для того, чтобы научиться маневрировать не только в одном направлении, но хотя бы менять ео на противоположное. То есть, иногда в бою проходит тактика подшаг (подскок) с ударом и последующим отшагом (отскоком). Часто втречается в боксе. А также есть такая особенность – отступить на шаг, для маневра, а когда противник потянется за нами, тут же подскочить с ударом, толчком либо захватом. Следовательно, симметричное выполнение упражнения на все стороны, из разных стоек, с несколькими  противниками, с завязанными глазами, хорошо развивает координацию и плоскостное мышление. Объемное мышление для бойца важнее, но оно вырабатывается постепенно, на основе более простой схемы.

 

д) Скольжение вправо:

 

1 – передняя нога делает резкое движение вправо, расстояние опять-таки зависит от роста, не нужно лишь доводить данное утверждение до крайности. Движение, напоминаю, делаем жестко и коротко.

2 – задняя нога одним коротким двжением возвращает тело в боевую позицию. Единственное, на что хочу обратить внимание – часто приходится видеть, как новичок при движении задней ногой делает "подтягивание" ноги в стойку слишком длинным, то есть не 20-25 см, а, допустим, 50. При этом стойка нарушается и ученик стоит, словно канатоходец, поставив ноги на одну линию перпендикулярно линии атаки. Естественно, так делать нельзя. На какое расстояние шагает ведущая нога (в данном случае - левая), на такое же расстояние должна двигаться и задняя. Это одно из правил сохранения боевой позиции при передвижениях.

 

г) Скольжение влево:

 

 

 


Движение идентичное и обратное, сохраняются все требования правильонй позиции и правильного перемещения.

Еще раз повторю – чтобы не было путаницы, куда какой ногой идти первой, нужно запомнить: первой идет нога, ближняя к нужному направлению. То есть – если вправо – первой шагает правая нога, второй левая, если влево – первой шагает левая нога, второй правая. То же самое при движении вперед-назад. Это правило справедливо для любого типа стойки, будь то правосторонняя, или левосторонняя.

Есть еще один аспект. При скольжениях вправо и влево соответственно правое или левое плечо будут немного опускаться. Это искоренить невозможно, так как боковые мышцы ноги анатомически сильно связаны с широчайшей мышцей спины, которая в данном случае и наклоняет корпус в определенную сторону. Но от такой "ошибки природы" есть противоядие: во время сколжения кисть соответствующей руки поднимается на 5 см выше уровня виска.

Движения е) и ж) – это, согласно со схемой, скольжения влево и вправо. В целом первый крест "крестом" и выглядит: движения последовательно вперед, назад, вправо, влево, а после каждого движения возвращаемся в "центр".

Боевое применение: при смещении осуществляем блокировку, захваты и рывки. Часто проводятся удары назад. При возвращении в позицию – удары, толчки, заворачивание в болевой залом, рычаг.

 

2. Второй крест.

 

Второй крест состоит из уходов типа "таи-сабаки" и уходов за спину противника.

 

а) Уход назад-вправо:

 

1 – основное движение, которое "уводит" тело в заданном направлении.

2 – задняя нога "достраивается" до боевой позиции.

В результате данного перемещения мы оказываемся отодвинутыми назад-вправо, развернутыми на 90 градусов и в симметричной боевой позиции.

Движения б), г), е), з) – это возвраты в центр, в исходную позицию. Выполняются по отношению к уходам обратно.

 

 

 

 

 

 

в) Уход назад-влево:

 

1 – уход назад-влево

2 – "достройка" ноги в стойку.

Движение более короткое, а значит, имеет больше шансов быть примененным, чем предыдущее, но это условно, так как все зависит то есть от устойчивости навыка. Стойка также разворачивается на 90 градусов, но остается той же, а не меняется на зеркальную.

 

 

 

 

 

 

д) Уход вперед-влево:

 

1 – уводящее движение вперед-влево с одновременным разворотом на 180 градусов.

2 – подтягивание и доворачивание стопы в боевую позицию. После выполнения маневра мы развернуты на 180 градусов, смещены вперед-влево, смотрим в ту же сторону, что и противник. Это довольно эффективное действие позволяет нам быстро сместиться в "мертвую зону" противника, но есть одно "но" – оно довольно сложное в выполнении, поэтому чтобы его применять, нужно немало попрактиковаться. Если это движение в базовом варианте проработано недостаточно, то оно в бою, скорее всего, и не применится – вместо него будет использоваться что-нибудь попроще. Тем не менее, эффективность этого ухода велика.

 

 

 

ж) Уход вперед-вправо:

В выполнении на тренировке существует два варианта. В бою целесообразнее применять только второй, а первый хорош для повышения координации и чувства пространства.

 

                        Первый способ                                                Второй способ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В первом варианте ноги "рисуют", в сущности, окружность до 270 градусов. При мощной и быстрой атаке просто не хватит времени на длинный уход.

Второй способ – несколько более сложный в исполнении, но более эффективный, так как суммарное время исполнения двух коротких шагов меньше, чем одного длинного. Это полностью согласуется с "правилом малых шагов" Ю.Ю. Сенчукова. Естественно, сам короткий подшаг мы тоже используем по-разному, например, добавляем к нему удар рукой, или использеум "узел инерции", чтобы после ухода ударить или подсечь ногой. Но о техническом оснащении крестов будет отдельная статья.

Боевое применение: уворачиваясь, выполняем защиту с захватами и рывками, заломами и рычагами. Возвращаясь, бьем, толкаем, разгоняем атаку, проводим заломы.

 

3 Третий крест.

Третий крест – по структуре идентичен первому кресту, но выполняется не вперед-назад и в стороны, а наискось по всем четырем направлениям. И иной порядок движения – мы начинаем сначала отходить, потом наступаем, тогда как в первом кресте сначала наступали, потом отступали.

а) Отход назад-вправо:

 

1 – движение, "уводящее" корпус с линии атаки

2 – "достройка" до боевой позиции.

Отход выполняем четко и коротко, убирая центральную линию с линии атаки противника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движения б), г), е) и з) – это возвращение в исходную позицию, выполняются в обратном порядке.

в) Отход назад-влево:

1 – длинный шаг назад-влево для ухода из зоны поражения противника

2 – подтягивание ноги в позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) Уход-выпад вперед-влево:

 


1 – главное импульсное движение

2 – подтягивание ноги с позицию.

Это и следующее движения являются одновременно и уходами вперед – в сторону, и выпадами с атакой, то есть движение одно, но применяется по-разному, в зависимости от требований ситуации. В этом проявляется единство разных движений. Поэтому на тренировках можно накатывать удары-двойки как раз с таким выпадом. Важно только избегать одном ударе или на одной комбинации – ведь все-таки, перемещения отрабатываются сначала отдельно.

 

 

 

 

ж) Уход-выпад вперед-вправо:

 

1 – основное движение, выполняемое переносом веса тела на переднюю ногу, с образованием выпада. Опять-таки, импульс используем не только в двиении, но и в ударе, одн усиливает другое

2 – подтягивание ноги в позицию, обычно выполняется уже после удара, как и в предыдущем движении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боевое применение: практически то же самое – отступаем – защищаемся, выполняем рывки и удары назад, хватаем и выкручиваем. Наступаем – бьем, толкаем, выкручиваем, переводим атаку с одного угла на другой.

 

4 Четвертый крест.

            Это, по сути, такой же комплекс, как и второй, но траектория движения другая, мы как бы рисуем ногой круг в сторону, обратную второму кресту.

            а) Поворот назад-вправо:

 

1 – вращательное движение, часто выполняемое с блоком или отведением

2 – достройка в позицию.

В итоге мы скручены, обращены лицом в направлении прежней линии атаки, но туловищем – назад.

Этот и подобные вращательные уходы можно выполнять как назад, для разрыва дистанции или для отхода, а можно вперед, "накручивая" атаку.

Движения этого креста взяты по сути, из перемещений стиля багуачжан.

 

 

 

 

б) Возвращение с позицию осуществляется не аналогично, но обратно, как в предыдущих крестах, а завершением круга, который "рисуют" ноги. Это характерно для всех движений данного креста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


в) Поворот назад-влево:

 

 


1 – шаг-отступ назад-влево, часто сопровождается отведением или затягиванием атакующей конечности противника

2 – вращение назад-влево с отходом

3 – достройка ноги в позицию.

В результате стойка развернута на 180 градусов, а голова – на 360 градусов, то есть смотрим туда же, куда смотрели до разворота. Возвращение в исходное положение – продолжением круга.

Если по схеме сложно понять, куда какой ногой шагать, то есть простой ключ – певый шаг назад – это просто переход в правостороннюю позицию, а значит, все последующие движения – это зеркальное отражение первого движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Поворот вперед-влево:

 

 


1 – разворот вперед-влево, с "вкручиванием" в оборону противника

2 – доворот ноги в стойку.

Возврат в стойку – продолжение круга.

Обычное применение этого ухода – это вклинивание в атаку противника, можно с одновременным ударом локтем. Корпусом-плечом "сметаются" конечности противника, можно выполнить при возвращении в позицию заворачинвание руки противника в залом.

 

 

 

 

 

Поворот вперед-вправо:

 

1 – разворот ведущей ноги вперед-вправо

2 – подтягивание ноги в позицию.

Это движение самое короткое в данном кресте. Часто проходит при всречных движениях, при резкой смене направления атаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Боевое применение: уворачиваясь – защищаемся, закручиваем руки противника в рычаги и заломы. В этом кресте можно проводить вращение с ударами. Возвращаясь, бьем, выкручиваем, переводим атаку с одного угла на другой.

            Во всех перемещениях можно и нужно двигаться целостно, не разделяя движения рук и ног. Если проработка проводится грамотно, то постепенно вырабатывается навык работать одновременно рукми и ногами, причем не только канонично, а с большой долей импровизации в каждом движении. Например, если рассмотреть, то все шаги в крестах можно выполнять как

            а) собственно шаги, то есть выполнять те движения, что описаны выше;

            б) подсекания и вышибания опоры – скольжение ноги над землей можно трактовать и таким образом;

            в) удары – в основном, по нижнему и среднему уровням. Движение ноги, которое служит для передвижения, всегда можно продолжить ударом стопы или колена.

 

            Отдельно можно рассмотреть положение центра тяжести. Начинается все, как в традиционном каратэ – то есть мы представляем себе проекцию центра тяжести на земле, под ногами. Перемещаясь, мы ориентируемся относительно этого центра, потом возвращаемся к нему. Постепенно этот центр мы можем почувствовать в любой момент времени. То есть перестаем от него зависеть. Дальнейшая ступень - центр тяжести "поднимается" вверх, до солнечного сплетения, но этот этап я сам пока еще не освоил так как надо, поэтому всех интересующихся отсылаю к книге Ю.Ю. Сенчукова "Да-Цзе-Шу – искусство пресечения боя".

Hosted by uCoz