Ступени освоения боевого искусства

 

Классическая схема освоения боевым искусством, представленная большинством стилей, на мой взгляд, не полностью освещает качество овладения какой-либо системой в смысле гармонизации и уравновешивания между собой технического и психического аспектов. Данная тема как раз и освещает  взаимодействие этих аспектов.

Итак, освоенность какой-либо определенной системы может выражаться следующей схемой, состоящей из четырех уровней:

 

           

        I         II         IV

               

                    III      

 

 Расшифруем эту схему:

 I уровень - элементарные технические действия - удары, броски, рычаги, болевые замки, заломы, удушения. Важную роль играет устойчивая, функциональная и закрытая позиция. На данном уровне главное - это физико-технический аспект практики. Психотренинг, накопление ментальной мощи, "ци" и тому подобные понятия на данном уровне еще не воспринимаются как необходимые в практике. 

II уровень - техническая работа в сериях и комбинациях - осмысленное сочетание элементов I уровня, комбинирование их в свете наибольшей эффективности (это главное!), простоты (это необходимо для наиболее быстрой наработки автоматизма), и рациональности. Без правильного освоения I уровня неизбежно будут появляться перекосы и недоработки в технике.

III уровень - боковая ветвь, которая может быть слепо замкнутой, а может быть и промежуточной. Зачастую на этот уровень выходят при недостаточном внимании к ментальному тренингу. Характерный пример - присутствие сильного стрессового фактора или погружение в стрессовую среду (например, первое выступление на соревнованиях является для бойца, пусть даже с наработанной техникой, столь сильным стрессом, что поединок при рассмотрении со стороны не выдерживает никакой критики: нет ни правильной, устойчивой и подвижной позиции, ни четких, акцентированых ударов, не видно отшлифованых связок, боец не закрыт как надо и так далее) . При правильном подходе III уровень постепенно заменяется уровнем IV.

IV уровень - в основном это тренировка ментальной мощи, которая при правильной и качественной проработке уровня II дает постепенное преобразование бойца в воина, т. е. человека, который перешел с "тропы войны" на качественно новую ступень - практика боевых искусств как трактовка пути на всю жизнь.

Большой интерес представляет разумное сочетание II и IV уровней. Часто встречаются перекосы в данном вопросе. С одной стороны, это чисто спортивный подход - для него характерно пренебрежение работой на IV уровне т. е. всеми этими "заморскими штучками" или "японскими заморочками", как угодно. С другой же стороны всегда присутствует другая полярность - чрезмерное увлечение именно ментальным тренингом без учета важности технической оснащености. И хорошо еще, если это ограничивается "внутренними " стилями типа тайцзи - цюань, багуачжан, синъи - цюань или люхэбафа (кстати, ознакомление с этими системами является обязательным на определенном этапе развития, ибо есть в этих стилях очень мощная этико - психолого - философская база, без которой вообще невозможен переход боец - воин). А ведь существуют стили, в основе которых лежит совершенно оторванная от жизни специализация на ментальном тренинге, и только на нем. Таковой системой, к примеру, является небезызвестное Арахат - каратэ, в котором главное - это "накопить запасы чистой космической сансы", под управлением гуру Ван Авера " держать мощный арахатный столб" и достигать состояния "железной рубашки". А элеменарного понятия, что же есть суть "железная рубашка", как раз нет. Вот и выходит, что люди, которые имеют огромный потенциал, но направляющие его на развитие только духовной и энергетической сферы, неизбежно (за очень редкими исключениями) терпят поражение от тех же тхэквондистов, каратистов стилей типа Киокушинкай ( который у нас выродился в стиль "спортивный мордобой", но имеет сильнейшие расхождения со своим японским папой), да и просто боксеров либо борцов- вольников, дзюдоистов, самбистов. Напрашивается закономерный вывод - что эффективнее? Придти в зал,избить грушу, макивару, спарринг-партнера и после этого чувствовать себя Брюсом Ли? А как же насчет медитации, причем в таком же объеме? Ответ большинства известен: "Зря потерянное время".

В поддержку своей теории (как обычно, противоположной вышеописанным) можно привести множество исторических примеров, с помощью которых доказывается необходимость сбалансированного использования как физического (в который я включаю физические, технические, тактические составляющие), так и ментального (всесторонняя проработка сознания, психология, философия, этика) аспектов.Наиболее ярким примером, конечно, являются известные мастера каратэ, кюдо, кендо, йайдо, всевозможных стилей ушу. Взять хотя бы человека - легенду - Масутацу Ояма. Он тренировался (чисто физически) около 8 часов в день, будучи в отшельничестве. Но ведь и медитировал он столько же, а плюс к этому выполнение ката в медленном темпе, которое есть суть динамическая медитация, а разбивание камней, что само по себе тоже мощная медитативная практика? Следовательно, нет ничего экстраординарного в том, что даже в возрасте 65 лет, спаррингуя, сэнсэй Ояма без особенного напряжения отправлял на татами  практически любого из адептов своего стиля, кто имел почетное право на поединок с "Божественной Рукой".

И не один я уверен,что основа такого высочайшего мастерства лежит именно в правильном тренинге. Без такого подхода четвертый уровень закрыт до тех пор, пока не произойдет основательная ломка стереотипов. Большинство представителей спортивных единоборств или условно-боевых стилей чаще всего застревают в развитии на втором уровне.

Некоторые, выпав в третий уровень и, не сумев справиться с собой, навсегда (или на весьма продолжительный срок) покидают спорт, либо начинают готовиться к "отмщению" на ринге, интенсифицируя физический тренинг, то есть опять-таки возвращаются на второй уровень. Кроме того, есть (и довольно часто встречаются) такие уникумы, которые вообще скатываются на первый уровень, то есть после освоения базового минимума техники (простой и комбинационной), тактики и стратегии (хотя это на первом уровне дается в небольшом объеме) прекращают поиски и начинают бесконечно шлифовать "коронки". Эта шлифовка - уже самоцель, а потому может продолжаться бесконечно. И единственные открытия в области боевых исскуств, которые могут заинтересовать таких "фанатов" - это, естественно, тонкости и нюансы выполнения каких-либо дискретных технических действий - ударов (это чаще всего) с блоками, бросков (это, конечно, у борцов всех мастей), кувырков, падений,падений и прочей вспомогательной техники. Кстати, ребята, которые уж очень активно тренируют всю это акробатику, часто вообще бросают боевые исскуства и, гонимые "тягой к прерасному", перекочевывают в гимнастику, брейкдэнс, капоэйру. Встречались мне самые запущенные формы - когда занимающиеся застревали на первом уровне, не выходя из него; то есть пришли в секцию и поехали - в киба-дачи стоим год, в дзенкуцу-дачи два, а уж сколко будем по отдельности цуки и гэри отрабатывать - так столько вообще не живут! И самое печальное - адепты подобных стилей обычно крепче всех цепляются за идею, что их долбление по макиваре, а то и в воздух - самая правильная техника, и школа их (секция, стиль) самые классные и эффективные.

Figure 6-1. Jab.Что ж, разочаровывать их - зряшная трата времени, которого никогда не бывает в избытке. Умные люди сами разберутся, где школа, а где - шелуха, прикрывающая недостаточную квалификацию инструктора. Но с технической точки зрения, высказанной Ю.Ю.Сенчуковым, наиболее эффективной является не та система, у которой возраст больше, а та, которая позволяет среднестатистическому человеку нанести своему оппоненту в минимальный промежуток времени максимальное количество травм и повреждений. Причем в поисках этой закономерности совершенно излишне гоняться за экзотикой (типа такого стиля ушу, из всех представителей которого остался единственный усохший дед-сморчок с метровой бородой). И необходимо принимать во внимание что, реальная эффективность техники основывается на универсальной синтетичности системы, а также на взаимозаменяемости ее составляющих. То есть нужно быть в состоянии в экстремальной ситуации полагаться не на логику, которая затормаживает скорость реакции, а на интуицию и двигательную память. Такое состояние обеспечивается в большой мере автоматизмом, кроме того, пониманием ситуации в целом и гибкого мышления, т.е. скоростью реакции, умением отделить главное от второстепенного, способностью осознать нюансы и тонкости и принять их к сведению, а также способностю менять приоритеты в минимальный отрезок времени ит.д.). Участие логики ограничено не только потому что она замедляет реакцию, но и из-за стресса.Но выход есть - так как система довольно универсальна то и элементы ее взаимозаменяемы, а, значит, в сознании удерживаются не конкретные "приемчики", а общие направления, которые ведут к конечной цели. Например, если боец во время групповой драки, в которой он участвует не по своей воле, имеет одно общее направление - вырваться из окружения по возможности с наименьшим количеством полученных травм, то психика человека, настроенного на подобные проявления, способна задавать телу такие двигательные программы, которые сравнимы с сложнейшими акробатическими трюками, что вкупе со здоровой дозой адреналина обеспечивает подлинные чудеса силы, ловкости, гибкости и человек впоследствии сам не вполне верит в то, что совершил. Следовательно, главное - это ДУХ, и для боя главная составляющая этого понятия - соответсвующий психический настрой.

Отдельный разговор о том, какое значение имеет психотренинг как средство достижения подлинного бойцовского духа на каждом из уровней. В канонических стилях обучение с седой древности начинали именно с психотренинга, с духовной подготовленности ученика к тому, что ему дают в руки страшное оружие, а, следовательно, необходимо поставить себя выше тех ситуаций, где применение искусства может иметь непоправимые последствия. Те времена давно минули. Сейчас полным ходом развивается информационный обмен, в ущерб традициям, а посему изучать этот аспект требуется как бы сзади наперед. В наши дни люди приходят в секции и школы боевых искусств не для того, чтобы приобрести новые человеческие качества - духовное благородство, чистоту помыслов, честность, дружелюбие, любовь к окружающим и прочее, а чтобы научиться в кратчайшие сроки калечить людей, причем как с целью защиты, так и с целью нападения. Сечас в цене в первую очередь эффективность техник, а уже намного позже умение правильно жить, одной из основ чего является психотренинг,познание этико-философских аспектов и т.д. Но, кстати говоря, до этапа развития гармоничной личности дозодит совсем немного людей,а большинство застревает на первом, физическом, этапе. Что ж, очень жаль, но ничего не сделаешь против воли человека.

Ну что ж, приступим к распределению. На первом уровне, естественно, на психотренинг либо вообще не уделяется времени, либо уделяется ничтожно мало. Опять же, в семье не без урода - есть тренера, которые сажают учеников в дзадзэн и заставляют "медитировать", даже не удосужившись объяснить ученикам, что такое медитация, зачем она нужна, как правильно медитировать, к чему это приведет и какие цели необходио перед собой ставить. Само собой разумеется, что от такой практики "никакой пользы, окромя вреда". Кроме того, на первом уровне ментальный тренинг не является жизненно важным, но практиковать его хотя бы в небольшом объеме совершенно необходимо. Как - смотри выше, иначе силовое насаждение этого вызовет исключительно стойкое отвращение к предмету.

На втором уровне уже подразумевается определенный творческий подход ученика к практике, свое понимание того, что нужнее в даный момент,поэтому особое значение здесь приобретает ментальный тренинг. К сожалению, приходится констатировать факт, что в жизни картина второго уровня немногим отличается от первого , что может привести к ряду проблем. Самая главная из них - на втором уровне ученик уже владеет довольно мощной и опасной, а к тому же еще и неплохо освоенной комбинационной техникой, которая является опасным оружием, а психика ученика еще не готова к "ношению и применению". Поэтому на данном этапе уже необходимо понять сущность и значение психотренинга и ввести его в обязательном порядке в тренировочный процесс. Есть еще один нюанс - именно находясь на втором уровне, ученик балансирует между боевым искусством и спортом и чему отдать предпочтение - в этом как раз важность психотренинга.

На третьем уровне ментальный тренинг совершенно необходим, так как его чаще всего используют в целях восстановления, а человеку, который находится под влиянием стресса или только что освободился от воздействия стрессовых факторов, восстановление как раз и требуется. На этом уровне более важен именно ментальный тренинг, чем физический или технический. Необходимо глубокое переосмысление всего предыдущего пути бойца, осознание реальных приоритетов. На третьем уровне зачастую и происходит качественное преобразование "бойца" в "воина". А если восстановление происходит без участия психотренинга, то в большинстве случаев ученик, оценив свои плюсы и минусы в том явлении, которое привело к выходу на третий уровень, возвращается на второй уровень, пополняя когорту спортсменов. Поэтому третий уровень является очень важным для роста ученика, как говорится в пословице "из трудной молодости добрые князья вырастают".

И, наконец, на четвертом уровне вмешательство извне уже не нужно так, как раньше. Для человека (он уже далеко не ученик, но не обязательно мастер) характерен творческий подход к занятиям, его освоение боевого искусства превратилось в Путь Боевых Искусств, значение ментального тренинга для такого практикующего ничуть не меньше, чем "техники" и "физухи". Здесь также встречаются всевозможные ответвления, но они не столь важны,так как мастерство неуклонно растет и приобретает индивидуальный характер, то есть на данном уровне уже "техника для человека", а не "человек для техники". В общем, четвертый уровень - это уровень Воина или даже Мастера, он является наиболее продуктивным в плане понимания и осознания своего места в жизни. И боевое искусство, практикуемое на четвертом уровне, имеет наиболее  эффективное проявление и реальное значение.

 

Hosted by uCoz